Обещанное по светотени
В некоторых вышивальных темах, таких как например иконы не обойтись без знания общих правил светотени. Есть конечно азы рисования и они легко доступны в наше время. Много книг, журналов учебного плана с подобной информацией. Я коснусь только той части общего правила, которое использовала в своей работе над иконой.
Распределение света и тени на форме подчинено естественно физическим законам. Знание их как раз и помогает изображать иллюзию трехмерного пространства на двухмерной плоскости. Есть источник света, и у предмета появляется световая и теневая стороны. Рассмотреть можно на этой иконе. На ней это читается более четче, чем на той с которой я обкалывала свой дизайн. Поэтому с начало разберем на ней
Розовым я обозначила тень самой формы.
Зелененьким- тень от рук, поскольку эта форма сложная и у нее получается усложненная тень.
Желтым- тень от складок. Все тени складок не стала прорисовывать.
Тень самой формы существует не зависимо от того есть складки с тенями на форме, или их нет. Складки лежащие в зоне тени подчиняются общему теневому пятну, то есть они в тени, рельефность их менее выражена в силу слабого контраста между собственной тенью и светом складки. Контраст света и тени лежащей в световой зоне более явный. Поэтому форма этих складок просматривается более детально. Тень складок в самом темном месте на световой части не может быть темнее, чем темное теневое пятно в тени.
В иконописи все эти законы присутствуют. Если рассматривать иконопись, допустим Андрея Рублева (15век) то там это очень хорошо видно. По светотени фигуры разбиты на 3 части как основа. Свет, тень и между ними полутон. Эта основа разбивалась на более мелкую проработку деталей. В тени проработка складок более темным тоном, чем тень называлась притинка. Проработка света пробелами и т. д. Для вышивки особенно небольших икон слишком мелкая проработка практически не читается и дробит рисунок. Достаточно обойтись разделением на з тона с небольшой детализацией переднего плана. Все отдаленные части более обобщены и менее контрастны. Исходя из вышесказанного применительно нашей практики, складки на рукавах должны быть более проработаны, а складки за ними, если они в тени менее. Получается иллюзия пространства.(если они не в тени, то тоже меньше, исходя из закона перспективы, но тень от рук все равно должна быть , так что два закона в одном)
Обкалывала по второй картинке. На ней очень непонятно где свет и где тень общей формы. Картинка маленькая и взята с инета. Зная как должно быть, вносила свои коррективы. Основной цвет платья взяла как полутон. Белым акордионом выделила свет. Черным акордионом сделала тень и за счет растяжки плотного и редкого застила акордиона, добавила теней в тени и света на свету. Складки дополнительно подчеркнула линиями инпутА. Икона не большая, скупой проработки вполне достаточно. Главное не заиграться и не сделать дробным весь рисунок.