Для сохранения партнерства всё должно быть оговорено и зафиксировано. Дело тут не в «недоверии» - все участники должны точно знать, чего от них ожидают партнеры.
Подумала и решила все-таки написать для тех, кто только начинает практиковать за оплату, и пока стесняется спрашивать.
Возможно, кому-то это поможет: будет, от чего оттолкнуться. Но не настаиваю, всего лишь ИМХО.
Заказы беру не часто, но по своим «правилам». Использую «руководство по заказу», где фиксирую, а потом и подтверждаю у заказчика всю информацию, запрошенную мной и полученную от него: данные о требуемом формате файла и машине - размер пялец, наличие обрезки нити.
Рабочие детали: дату передачи заказа; дату подтверждения передачи; тип ткани, стабилизатора, ниток; назначение дизайна (в случае применения на одежде запрашиваю часть кроя с указанием размера (-ов) изделия для возможного градуирования через размер); необходимость разделения дизайна и для каких пялец; способ стыковки.
Информацию о дизайне: эскиз; размер дизайна; количество цветов; какие области заполнены заливками, какие – пустые; какой тип контуров использован – прямая строчка или сатин - любые специфические детали, которые позволят мне точно создать требуемый дизайн и точно оценить его.
Когда назначаю цену дизайна, то сразу называю хотя бы примерную дату его сдачи. Уточняю, если возможно ускоренное выполнение заказа, и какова будет цена за ускоренную работу. Например, если на разработку дизайна могло бы уйти 3 дня в обычном темпе, а просят сделать за 24 часа. Так же у меня есть минимальная цена заказа.
Устанавливая цену, стараюсь быть точной в деталях. Указываю любые детали, которые позволят мне избежать недопонимания. Описываю детали дизайна в понятных словах. Здесь же извещаю заказчика о возможности и условиях редактирования либо изменения уже готового дизайна.
Иногда после отправки готового дизайна просят сделать его редактирование или изменение. Это 2 абсолютно разные вещи.
Редактирование делаю бесплатно в целях доказать клиенту, что дизайн хорошо выглядит и хорошо отшивается. Другими словами, если на элементе сделанного дизайна не так пошли стежки или отошел контур, то я подбираю другой стабилизатор или модифицирую сам дизайн. Такое может случиться, если ткань или стабилизатор у нас с заказчиком все-таки оказались разными (отшитые контрольные образцы я показываю в процессе работы и в конце). В общем, за то, чтобы части дизайна выглядели хорошо, ответственен дизайнер.
Изменение дизайна по новым требованиям, которые не были заявлены вначале, оцениваю по ситуации. Масштабирование отдельного элемента или всего дизайна и изменение цвета делаю бесплатно; при кардинальном изменении эскиза изменение дизайна оцениваю в зависимости от требуемого времени, но могу сделать и «за так», это зависит от объема изменения и степени проработанности шаблона дизайна. Клиент может быть не рад доплате и может пойти на разрыв в общении, поэтому важно точно записывать все детали, как они понимаются из запроса на работу и условия оплаты. Особенно, если клиент из знакомых…..
Так же я подтверждаю заказчику гарантию того, что я не буду передавать третьим лицам разработанные для него дизайны, как и дизайны, разработанные на основе его, заказчика, эскизов и сами эскизы. С агент-менеджером у меня письменно оговорены условия оплаты и письменно подтверждена договоренность, по которой я, не предупредив заранее, не могу задерживать сдачу заказа более, чем на три дня. За этим следует расторжение отношений.
Если работаю с заказчиком напрямую, то «правила» неизменны: все условия оговариваются и фиксируются. Так обе стороны уверены, что всё задание я поняла правильно. Если работаю по своему эскизу, то подтверждаю у заказчика и свой эскиз. В обязательном порядке указываю свой e-mail и контактный телефон и запрашиваю контактные данные заказчика.
Я проконсультировалась у дизайнера, работающего в вышивальном бизнесе уже много лет. Он ответил, что все данные у заказчика я запрашиваю правильно. И подсказал еще, что нужно обязательно учитывать наличие обрезки нити в машине заказчика и подтверждать у заказчика все детали будущего дизайна, насколько правильно я их поняла. Кстати, в процессе подтверждения, бывает, изменяются какие-то детали заказа, иногда – существенно. В любом случае, я начинаю работать сразу только над заказом «в течение 24 часов», с другими немного выжидаю, вдруг у заказчика сработает «позднее зажигание»?
Кому-то эта схема может показаться занудной, но работать по ней проще: никому не нужно ничего домысливать, все прозрачно: заказчик может перепроверить расчет цены дизайна или количество материалов. Всегда так работаю. Заказчики не возражают, поначалу даже удивляются вниманию ко всем деталям их заказа.
Всё. Дольше рассказывать
Сова писал(а):
надеялась что человек образумится и действительно предложит схему например "опаздал - сделал бесплатно" (ну это я конечно утрирую,...)
Забавная схема отношений! Исполнитель все же не крепостной, а заказ – не аукционный лот.